Структура и органы управления образовательной организацией

Структура управления Лицеем.
Управление лицеем осуществляется на основе закона РФ «Об образовании», Устава лицея и локальных актов. В последние годы сформировалась достаточно слаженная, сильная, опытная, управленческая команда. Ее отличают продуманная структура управления, чёткое распределение функционала и при этом взаимозаменяемость, умение привлечь к управленческой деятельности педагогов, высокая исполнительская дисциплина, способность к творчеству и самосовершенствованию, постоянная готовность к повышению квалификации, культура труда, коллегиальность принятых решений, учет личностных качеств и целей педагогов при осуществлении управленческой деятельности, умение направить их на достижение общих целей коллектива лицея.
Логика развития образовательных систем приводит нас к пониманию значимости участия в функционировании Лицея общественных организаций и родительских объединений. В роли заинтересованных участников процесса развития лицейского образования выступают, с одной стороны, учреждения профессионального образования города, предприятия аэрокосмической отрасли—все те, кто ждут наших выпускников в своих аудиториях и на рабочих местах. С другой стороны, именно родители в качестве законных представителей интересов своих детей наиболее требовательно и заинтересованно вникают в организацию учебного и воспитательного процесса в лицее, корректируют внутреннюю политику лицея. Взаимодействие с нашими социальными партнерами и родительской общественностью осуществляется через управляющий совет и родительский комитет лицея:
Управляющий совет Лицея является внутрилицейским коллегиальным органом, и имеет управленческие полномочия по решению ряда важных вопросов развития и функционирования Лицея, действует в лицее с 2007 года:
 Принимает Устав лицея, изменения и дополнения к нему с последующим представлением Учредителю для утверждения и регистрации, утверждает программу развития лицея, Утверждает по представлению директора лицея бюджетную заявку, смету расходов финансирования, утверждает отчёт директора лицея по итогам учебного и финансового года;
 Согласовывает компоненты государственного образовательного стандарта общего образования лицея, профили обучения, согласовывает выбор учебников и учебно-методических комплектов;
 Рассматривает конфликтные ситуации, возникающие между участниками образовательного процесса, участвует в распределении стимулирующих выплат педагогическому персоналу лицея по представлению директора, ходатайствует при наличии оснований перед директором лицея о расторжении трудового договора с работниками или перед Учредителем о награждении, премировании, о других поощрениях сотрудников лицея, представляет кандидатуры для участия в творческих конкурсах различных уровней;
 Осуществляет контроль за соблюдением здоровых и безопасных условий обучения и воспитания в лицее и содействует их созданию, содействует привлечению внебюджетных средств, для обеспечения функционирования и развития лицея.
В состав Управляющего совета Лицея входят как представители родительской общественности, так и социально активные граждане нашего города.
Родительский комитет является органом самоуправления лицея, подчиняется и подотчетен общему родительскому собранию лицея и содействует администрации лицея в совершенствовании условий для осуществления образовательного процесса, охраны жизни и здоровья обучающихся, свободного развития личности:
 Обеспечивает защиту законных прав и интересов обучающихся, организует работу с родителями по разъяснению их прав и обязанностей, координирует деятельность классных родительских комитетов, вызывает на свои заседания родителей обучающихся по представлениям классных родительских комитетов, выносит общественное порицание родителям, уклоняющимся от воспитания детей в семье,
 Участвует в подготовке лицея к новому учебному году, принимает участие в
организации безопасных условий осуществления образовательного процесса, соблюдения
санитарно-гигиенических правил и норм, совместно с администрацией лицея контролирует
организацию качества питания обучающихся, медицинского обслуживания;
 Содействует в проведении общешкольных мероприятий, организовывает
постоянные или временные комиссии для исполнения своих задач содействия образовательному
и воспитательному процессу в лицее, поощряет родителей обучающихся за активную работу и
оказание помощи в проведении общешкольных мероприятий.
 Обращается за разъяснениями в учреждения и организации, координирует действия
родительской общественности в области надзора за надлежащей реализацией образовательной и
воспитательной программы лицея и выполнением требований стандартов образования.
В течение нескольких последних лет происходил поиск эффективных форм взаимодействия
администрации лицея и общественных советов, призванных реализовывать идею общественного
участия в управлении образовательным учреждением. За это время стало выкристаллизовываться
то разумное распределение прав и функций, которое приносит свои плоды.
При активном участии родительской общественности в Лицее решается множество вопросов,
касающихся как бытовых проблем, так и организации учебного процесса: организация охраны
здания и территории Лицея, организация лицейских и классных праздников и мероприятий,
оформление двора и актового зала в праздники, подготовка детей к выступлениям на конкурсах и
их сопровождение, спонсорская помощь в закупке оборудования и пособий, юридическое и
финансовое консультирование. Управляющим советом в этом году было принято решение об
установлении для учащихся Лицея единой формы, члены совета принимали участие в разработке
локальных актов Лицея, проведении рейтинговой процедуры зачисления в 10-ые классы,
работали наблюдателями во время проведения итоговой аттестации учащихся.
Управление осуществляется на основе сочетания принципов самоуправления коллектива и
единоначалия. Децентрализация системы управления Лицеем способствует гармонизации
содержательной и управленческой деятельности, причем для каждого отдельного структурного
подразделения предусматриваются конкретные цели, так чтобы его деятельность отвечала
следующими стратегическими требованиями:
 полный охват направлений работы;
 координация и взаимосвязь деятельности различных подразделений;
 адаптивность управленческой модели к изменяющимся социально-экономическим
условиям, открытость, позволяющая субъектам управления своевременно вводить в
имеющуюся систему новые структуры, отказываться от устаревших;
 использованием в управлении Лицеем современных информационных технологий;
 оптимальное для данной модели привлечение квалифицированных специалистов, в том
числе из числа общественности к принятию управленческих решений.
Управление педагогической системой, как и управление любой социальной системой, есть
прежде всего процесс переработки информации, состоящий из трех основных этапов: сбор
информации, ее переработка и выдача управленческого решения. Лицей уже несколько лет
работает в режиме развития, поэтому организационная структура управления Лицеем строится
по принципам субординации и координации. На каждом из уровней управления по горизонтали
разворачивается своя структура органов, объединений, групп, комиссий, советов, комитетов,
творческих групп, секций, клубов и т.п., которые взаимосвязаны с субъектами каждого уровня и
между собой. Исходя из целей, принципов построения и стратегии развития построена структура
управления, в которой выделяется 4 уровня управления:
Первый уровень – уровень ответственности: Директор Лицея – главное административное
лицо, воплощающее единоначалие и несущее персональную ответственность за все, что делается
в образовательном учреждении всеми субъектами управления. На этом уровне модели находятся
высшие органы коллегиального и общественного управления, имеющие тот или иной правовой
статус: Управляющий совет Лицея, Педагогический совет. Субъекты управления этого уровня
обеспечивают единство управляющей системы в целом, определяют стратегическое направление
развития образовательного учреждения, всех его подразделений.
Второй уровень –уровень стратегического планирования: заместители
директора образовательного учреждения и органы, входящие в сферу влияния каждого из членов
администрации. Каждый член администрации интегрирует определенное направление или
подразделение учебно-воспитательной системы согласно своему административному статусу или
общественной роли. Этот уровень выступает звеном опосредованного руководства директора
образовательной системой. Его главная функция - согласование деятельности всех участников
процесса в соответствии с заданными целями, программой и ожидаемыми результатами, то есть
добиваться тактического воплощения стратегических задач и прогнозов.
Третий уровень –уровень тактической реализации: К управленцам этого уровня относятся
руководители методических объединений. Взаимодействие субъектов управления этого уровня
осуществляется через специализацию функций при их одновременной интеграции. Руководство
на этом уровне основано преимущественно на личных контактах, осуществляется с учетом
индивидуальных особенностей и не формализовано.
Четвертый уровень – уровень исполнения: Гибкая структура управления предполагает на
этом уровне возможным создание новых организационных педагогических структур: временных
творческих лабораторий и научно-исследовательских групп и коллективов, методических
советов, проблемных семинаров, школы учителя-экспериментатора и др.
Участие детей в управляющей системе формирует их организаторские способности и
деловые качества. Учащиеся создают свои структуры: органы управления, советы, комитеты,
комиссии, секции, клубы и объединения. Могут создаваться структуры, куда входят педагоги и
учащиеся, например волонтерский отряд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


В Лицее разработаны функциональные обязанности для управленцев каждого уровня управления, что обеспечивает четкость и слаженность в управлении развитием образовательного учреждения, избавляет от перекладывания ответственности с одного должностного лица на другого. Такая работа по организации грамотного управления направлена на повышение культуры управленческой деятельности. Конечный результат любых управленческих действий должен ориентироваться на качественную подготовку выпускника Лицея во всем многообразии этого понятия, имея в виду совокупность собственно-образовательных приобретений, нравственных, духовных, а также развития его индивидуальных и творческих способностей. Результаты решения этой задачи с учетом того, что она не должна быть неизменной во времени и в обществе – основной критерий оценки эффективности системы управления.
Промежуточная оценка эффективности спроектированной структуры управления основывается на результатах промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, опросам мнения участников образовательного процесса о качестве образования и эффективности управленческих решений, других объективных показателях качества образования.
Усложнение функций современной образовательной школы, изменение содержания и условий ее деятельности повлекли за собой значительные изменения организационного аспекта жизни лицейского коллектива, обусловили усложнение труда руководителей, определили потребности в поиске новых форм и методов организационно-педагогической деятельности директора Лицея направленной на решение нетрадиционных организационных задач в системе «администрация – учитель-учащийся-родитель». Все это поднимает функционирование Лицея на новую, более высокую ступень и предъявляет качественно новые требования к управлению учебно-воспитательным процессом в Лицее.

Подписка на новости сайта
Подписчиков - 28
Общероссийский рейтинг школьных сайтов
Отличный сайт
«Отличный сайт - 2017»